Еviza (evizatanet) wrote,
Еviza
evizatanet

Category:

Связь неоязычества (родноверия) с неофашизмом на примере Украины (часть 3).

Начало: 1, 2


Основатель РУНВеры -Лев Силенко (1923-2008)

Сейчас фантазии, в частности, о происхождении украинцев от трипольцев весьма популярны на Украине в широких кругах. Но изначально они активно поддерживались именно в неоязыческой среде, например, газетой западноукраинских националистов "За вiльну Украiну", неоязыческими журналами "Сварог" и "Индо-Европа". В частности, "Индо-Европа" печатает воззвание основанной Силенко в Канаде нативистской украинской церкви. В нем христианская религия объявляется чуждой украинцам, которая ничего, кроме несчастья, им принести не может. Путь же украинцев к возрождению лежит якобы только через украинскую национальную, т.е. языческую, веру. Поэтому, - настаивает текст воззвания, - украинцам следует вернуться к вере своих предков [7 ]. Мало того, фантазии о происхождении украинцев от трипольцев и скифов рекомендуются Министерством образования Украины как добротный материал для обучения старшеклассников [8].

Цель такого рода построений весьма далека от научной. У них - иная миссия, ибо они призваны наделить Украину и украинцев особыми качествами и найти им особое место в мире и противопоставить их русским. Так, орган западноукраинских националистов журнал "Националист" (УНА-УНСО) в первом же номере попытался выхватить из рук русских националистов идею евразийства, "украинизировать" ее и связать с неоязычеством. Украина XXI века была провозглашена "великой культурой и цивилизацией", основанной на неоязыческих "арийских" идеях, органично сплавленных с христианством. Был выдвинут лозунг создания людей нового типа, исповедующих "героический стиль жизни" в традициях УНА-УНСО [9].

Основатель РУНВиры (Родной украинской национальной веры) Лев Силенко считает себя «посланным самим Богом учителем и пророком», который реформировал дохристианскую веру и воссоздал культ Дажбога. Основные положения РУНВеры изложены Силенком в «святом писании» – «Мага Вере», которая являет собой компиляцию многих трудов по истории Украины. Основное культовое сооружение – собор “Матери Украины” – находится в городке Спринг-Глен (штат Нью-Йорк, США). Общины (станицы) «рунвистов» функционируют в США, Канаде, Австралии, Великобритании и в других странах, где проживают украинцы. В Украине последователи Силенко объединены в 50 общинах (десять из них зарегистрированы в Киеве). Право называться их высшим органом оспаривают два центра – в Киеве и Черкассах. Большинство «рунвистов» являются представителями творческой интеллигенции, которые основной своей задачей считают привлечение в РУНВеру молодёжи с целью «духовного возрождения Украины» – цель, которую можно только приветствовать. И всё же, чтобы уяснить направленность какого-либо религиозного течения, необходимо внимательно изучить биографию его основателя. РУНВира здесь не исключение.

В книге «Учитель Лев Силенко» бывший преподаватель филологии Киевского государственного университета им.Т.Шевченко, а ныне живущая в США, Татьяна (духовное имя – Светослава) Лысенко излагает весьма красочную биографию создателя РУНВеры Льва Силенко. Согласно изложенной в книге версии, он родился на Кировоградщине в казацкой семье, отца репрессировали, поступил в библиотечное училище, но был исключен, работал на стройках Москвы. С началом Великой Отечественной войны был мобилизован, попал в плен, бежал и весной 1942 года объявился в Киеве, сотрудничал с местной газетой, работники которой вскоре были арестованы и погибли, а Силенко гестаповцы отпустили – якобы по молодости лет. Затем он уехал вместе с беженцами в Галичину, перешёл границу и очутился в Германии. После войны Силенко якобы расшифровывал санскритские письмена, создал своё учение и религиозную организацию, купил в 130 километрах от Нью-Йорка большой участок земли, назвав его "Орианой" и построил там храм, откуда ныне шлёт наставления своим последователям. Эту умильную историю проповедники РУНВеры рассказывают всем, попавшим под их влияние. Однако непонятно – каким образом сын репрессированного и к тому же, по версии Т.Лисенко, изгнанный из библиотечного техникума (попутный вопрос: каким образом он поступил в это заведение, готовившее сталинскому режиму идеологические кадры?) мог расшифровывать санскрит и как ему удалось живым выйти из гестапо? На эти вопросы книга даёт уклончивые ответы. Всё становится на свои места, когда мы познакомимся с материалами агентурно-розыскного дела, заведённого МГБ СССР на агента абвера Силенка Ивана (действительное имя Льва Силенка) Терентиевича, 1921 года рождения, уроженца с.Александровка Кировоградского района, выпускника библиотечного техникума г.Кременчуг. Будучи офицером Красной Армии в звании лейтенант, в 1941 году добровольно перешёл на территории Белоруссии на сторону врага и был завербован гитлеровской контрразведкой. Принимал участие в карательных акциях против партизан, вскоре был разоблачён, но сумел убежать. С целью сохранения ценного агента гитлеровцы перебрасывают Силенко в декабре 1942 года в Киев. Там он служил под псевдонимом «Соловьёв» и «Леонид Терентиевич» в группе «Омега» отдела «ОК Фербиндунгштелле 3-С-2» органа «Абверштелле-Киев» (был создан для борьбы против антифашистского подполья, партизан и прочих лиц, заподозренных в подрывных действиях против оккупантов). По свидетельствам очевидцев, Силенко причастен к выявлению и аресту нескольких подпольщиков, которые были переданы в руки гестапо. Позже будущий «пророк» выполнял более деликатное задание – осуществлял контроль за деятельностью групп ОУН (мельниковцев) в Киеве, а для прикрытия писал статейки в газете «Новеукраїнське слово» под псевдонимами «Силенко-Карый» и «Гай-Силенко», а заодно и «стучал» на членов редакции. Когда последовали аресты некоторых «оуновцев», деятельность которых не чем-то не нравилась гестаповцам, Силенко был для виду арестован, но вскоре выпущен. Всем, кто хоть когда-нибудь сталкивался с гестапо и после этого выжил, это обстоятельство является весьма красноречивым. Немецкие хозяева называли его «образцом добросовестного отношения к служебным обязанностям». Поэтому, учитывая возникшие подозрения к нему со стороны представителей местной интеллигенции, отослали его от греха подальше для повышения квалификации на краткосрочные курсы 5 контрразведки в г.Гультен, что возле Познани (Польша). По возвращении в Киев приложить полученных знаний Силенко не успел: в октябре 1943 года, в связи со стремительным наступлением Красной Армии, он был эвакуирован в рейх. В 1944 году обучался в нацистской школе пропагандистов, после чего использовался хозяевами для вербовки в армию Власова (РОА) угнанных на принудительные работы в Германию украинцев, зарекомендовав себя при этом талантливым демагогом. После окончания войны сумел осесть в американской зоне оккупации, где пребывал в лагерях перемещённых лиц в городах Аугсбург, Ульм и Мюнхен. Там он познакомился с уже знакомым нам основателем «Родной веры» профессором Владимиром Шаяном. Вместе они начали бурную агитационную кампанию по формированию «Всеукраинского объединения молодёжи», которая должна была, по замыслу создателей, стать основой для массовой организации «шаянистов». Демонстрируя свою приверженность идеям «родноверства», Силенко избрал себе новый псевдоним – «Лев Орлигора». Учитывая весьма сомнительное прошлое Силенка, длительное время оккупационная администрация союзников не давала ему разрешение на выезд в СШАза океан. Возможно, что его ждала бы участь других колаборационистов, если бы не случай… Вскоре в Европе был опущен «железный занавес». Вот тут и всплыл наш энергичный авантюрист, который назвался членом репрессированной Сталиным семьи и выступил в 1948 году свидетелем на парижском судебном процессе, где рассматривался иск к местной коммунистической прессе одного из первых послевоенных советских «невозвращенцев» инженера Кравченко. Новые хозяева по достоинству оценили рвение Силенко и в 1953 году способствовали его выезду на постоянное проживание в Канаду, где благодаря рекомендации Шаяна, получил хорошо оплачиваемую работу и стал активным членом общины «родноверов» в города Гамильтон. Вскоре роль «верного последователя» стала стеснять амбициозного «ученика». После того, как он извлёк всё наиболее привлекательное из трудов Шаяна, наладил связи и знакомства в диаспоре, в начале 60-х годов он разрывает связи с «учителем», пишет претенциозный труд «Мага Вира» и провозглашает себя «пророком» новой религии – «Родной украинской национальной веры» (РУНВеры). Благодаря финансовой поддержке определённых кругов украинской диаспоры, купил в тихом и уютном американском городке Спринг-Глен участок земли, назвав его «Орияной». Необходимость детально останавиться на биографии «пророка» РУНВиры, особо останавливаясь на фактах его сотрудничества с гитлеровцами в годы войны, вызвана следующим. Если в Силенко совесть чиста и ему нечего терять, то почему тогда он не осмеливается приехать на Родину, ведь Украина вот уже почти 10 лет на тот момент обрела независимость?

Уж больно явственно бросается в глаза близость вероучения Ивана-Льва с германской ариософией, которая в своё время наложила ощутимый отпечаток на идеологию нацистов. Напрашиваются исторические параллели. Силенко называет украинцев «ориями» (ариями), приписывая им заслугу создания основ мировой цивилизации. Прочие же этносы, включая и славянские, по его мнению, не заслуживают этого права. Нацисты, в свою очередь, право называться «ариями» признавали только за германскими народами. В «рунвировской» трактовке Дажбога явно просматриваются черты древнескандинавского Одина или древнегерманского Вотана. Да и само название религии – «РУНВира» – весьма созвучно древнегерманским рунам, которые особо почитались в третьем рейхе. В катехизисе РУНВиры – книжке «Святое учение» приводится 220 ответов на основные «вопросы современности», где 15 разделов посвящены природе «жидов», а 2 – борьбе с российским шовинизмом. Структуры РУНверы заметно политизируются. Побывавшим на проведении «священных часов» в одной из «рунверовских» общин учёным- религиоведам временами казалось, что они наблюдают за собранием или дискуссией в партийной ячейке, но только не за религиозным обрядом.

7) Космос древньоi Украiни. Киiв, 1992. С.263-265.
8) Р.Iванченко. Iсторiя без мiфiв. Бесiди з iсторii украiнськоi державностi. Киiв, 1996.
9) О.Халецький. Евразiйство як здiйснення украiнськоi iдеi // Нацiоналiст. 1994. N 1.


(продолжение следует)
Tags: Лев Силенко, Россия, Украина, нацизм, неофашизм, неоязычество, родноверие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments